Логотип PHPShop
8-800-100-73-18
+7 (495) 989-11-15
8-800-100-73-18
+7 (495) 989-11-15
Интернет-бухгалтерия: советы по ведению

Интернет благополучно вошел в нашу жизнь. В интернет-магазинах сейчас имеется возможность, не выходя из дома, совершить покупку и заказ практически любого товара: от краски для волос до автомобиля. Таким образом, наступают такие времена, когда руководители многих организаций решают торговать через интернет-магазины. В этой статье мы выясним, что из себя представляет онлайн-торговля с точки зрения бухгалтерии.

Интернет-магазин - это обыкновенный сайт в интернете. Посетив его, потенциальный покупатель может без труда посмотреть перечень реализуемых товаров с подробным описанием, стоимостью и фотографией.

Остановив свой выбор на конкретном товаре, покупатель оформляет заказ. Для этого требуется заполнить следующие сведения в специальной форме на сайте: фамилию, имя, отчество, контактный телефон, адрес, куда производится доставка покупки, а также выбирается способ оплаты.

Покупатель имеет возможность произвести оплату товара несколькими способами. Можно отправить безналичным платежом с банковского счета на счет организации, которая владеет интернет-магазином. Но покупателю этот способ оплаты не совсем удобен, так как проходит, как правило, несколько дней до того момента, когда деньги окажутся у продавца, и он направит курьера с товаром. Еще один способ – оплачивать товар с использованием пластиковой карты. Это широко распространенный на Западе способ оплаты приобретений через интернет, и у нас он начинает развиваться. Но пока в отечественной части интернета преобладает оплата наличными деньгами.

Получив заказ, оператор интернет-магазина оформляет резерв товара на складе или заказывает его в другой компании. У многих фирм, осуществляющих торговлю через интернет, нет собственного склада – они предпочитают не “замораживать” денежные средства в товаре. Когда товар приготовлен к отправке, оператор перезванивает заказчику и согласовывает время доставки.

В основном, в организациях, которые занимаются интернет-торговлей, имеется специальная программа, автоматически передающая сведения о заказе (наименование товара, сумму и другие необходимые данные) в бухгалтерскую программу. На основании данных сведений бухгалтерия подготавливает расчетные документы. Курьер берет документы, товар, если нужно, гарантийный талон и направляется к заказчику. Получив товар, заказчик производит его оплату и ставит свою подпись на путевом листе курьера.

Таким образом, как правило, осуществляется работа интернет-магазина. В принципе, реализация через интернет не настолько сильно отличается от торговли в обыкновенном магазине. На онлайн-торговлю распространены такие же нормы налогового и гражданского законодательства, правил применения ККМ, как и на обычную торговлю. Хотя, естественно, некоторые особенности у интернет-торговли все же существуют.

При реализации через интернет-магазин передача и оплата товара осуществляются не в самом магазине, а у заказчика (в офисе, дома и т. д.). И в этом случае не избежать серьезных отличий. Согласно статье 493 Гражданского кодекса, оплата товара удостоверяется кассовым или товарным чеком или другим документом, который подтверждает оплату. Несмотря на это, на практике особо бдительные заказчики соглашаются только на чек ККМ и не хотят видеть никакие другие документы. Особенно, когда речь заходит о дорогостоящем товаре.

Проводить деньги, которые были получены от покупателей, через ККМ интернет-магазины обязаны и по закону “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением”. Однако курьеры не будут возить с собой ККМ! Идеальной была бы возможность отдавать заказчику квитанцию приходного кассового ордера, а чек ККМ пробивать, когда курьер вернется с деньгами.

В МНС и Минфин на это имеются прямо противоположные мнения. Минфин позволяет выдавать заказчикам квитанцию, а кассовый чек пробивать лишь по приезду курьера с деньгами. МНС же категорически считает, что необходимо выдавать покупателям чеки ККМ.

Большинство онлайн-магазинов придерживаются требований налоговиков и пробивают кассовые чеки заблаговременно, отправляя его c курьером. При торговле техникой, которая достаточно дорогая, большая часть клиентов просто не берет товар без кассового чека. Если покупатель не принимает заказанный товар, составляется акт о возврате товара.

Остальные же интернет-магазины поступают по другому - пробивают кассовый чек только по приезду курьера с деньгами. В таком случае, даже когда покупатель находится в другом городе и доставку товара осуществляет курьер, они не вносят товар в бухгалтерскую программу, пока не произведут оплату. Так легче произвести возврат, если будет необходимо. Вместо кассового чека клиенту выдается товарная накладная и квитанция к приходному кассовому ордеру.

Еще одним отличием интернет-торговли является то, что товар требуется доставлять непосредственно потребителю. Если речь идет о реализации в пределах города, онлайн-магазины используют собственных курьеров. Однако, когда магазин имеет большой оборот или он осуществляет торговлю в масштабах какого-либо региона или всей страны, без сотрудничества с организациями, которые занимаются экспресс-доставкой, последний не обходится.

Поэтому появляется дополнительная проблема: если покупатель пожелает сделать возврат покупки, пройдет много времени, прежде чем товар будет доставлен обратно до магазина. Если отчетный период уже завершен, оплата была уже включена в выручку, а возник возврат, требуется должным образом произвести переоформление. В обыкновенном магазине, если возврат произошел день в день, попросту аннулируется чек. Интернет-магазину необходимо оформить официальное заявление с указанием причин возврата товара. Кроме всего прочего, он несет дополнительные издержки по компенсации клиенту его расходов на пересылку.

Учет в интернет-магазине

Первым делом бухгалтер торговой организации, планирующей осуществлять продажу товаров через интернет, должен отразить в учете затраты по созданию онлайн-магазина. Для его открытия необходим web-сервер – компьютер повышенной мощности, который сможет вести обработку запросов одновременно сотен, а может и тысяч посетителей интернет-магазина. В основном, сервер арендуют у компании-провайдера, которая предоставляет организации доступ в интернет. Данная услуга называется хостингом. На вышеупомянутом web-сервере устанавливается специальное программное обеспечение, дающее возможность предоставлять полные сведения об имеющемся товаре, оформлять заказы, таким образом обеспечивая бесперебойную работу интернет-магазина. Чаще всего, такие программы разрабатываются специальными фирмами. Онлайн-магазины их просто приобретают.

Если интернет-магазин имеет исключительное право на данную программу, то есть, если нужно, он имеет возможность ее перепродажи, последняя учитывается в составе нематериальных активов. Если же онлайн-магазин имеет право лишь использовать такое программное обеспечение, точно так же, как и обыкновенную бухгалтерскую программу, к примеру “1С”, данные затраты в бухгалтерском учете необходимо отнести к расходам будущих периодов, а в налоговом учете относят к прочим расходам.

Пример. Организация собирается открыть интернет-магазин. Для этих целей ее были заключены:

* договор хостинга - 3600 руб. в месяц (в том числе НДС - 600 руб.);

* договор о получении неограниченного доступа в интернет по выделенному каналу - 18 000 руб. в месяц (в том числе НДС - 3000 руб.);

* договор на создание программного обеспечения с получением исключительных прав на него - 36 000 руб. (в том числе НДС - 6000 руб.).

В бухгалтерском учете эти операции необходим отразить следующим образом:

ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 60

- 18 000 руб. (3000 + 15 000) - отражаются расходы на оплату доступа в интернет и хостинг;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

- 3600 руб. (600 + 3000) - учитывается НДС;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

- 21 600 руб. (3600 + 18 000) - оплачиваются услуги провайдера;

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19

- 3600 руб. - принят к вычету НДС;

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60

- 30 000 руб. (36 000 - 6000) - отражаются расходы на создание программного обеспечения;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

- 6000 руб. - учтен НДС;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

- 36 000 руб. - оплачиваются услуги разработчика программного обеспечения;

ДЕБЕТ 04 КРЕДИТ 08

- 30 000 руб. - программное обеспечение принимается к учету;

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19

- 6000 руб. - принят к вычету НДС.

В налоговом учете все вышеупомянутые затраты на общую сумму 48 000 рублей (3000 + 15 000 + 30 000) сразу должны быть включены в прочие расходы, и они уменьшают налогооблагаемую прибыль.

Кроме всего прочего, предприятию потребуется зарегистрировать доменное имя онлайн-магазина, то есть его адрес в интернете. Регистрация адреса производится в РосНИИРОСе на ограниченный срок, четко оговоренный в договоре. Так как законодательного определения доменного имени еще не имеется, организации сами определяют, как в бухгалтерском учете производить учет расходов на регистрацию домена - как нематериальные активы либо как расходы будущих периодов. Нет единого мнения в этом вопросе и у аудиторских фирм. На взгляд большинства бухгалтеров интернет-магазинов предпочтительнее последний вариант: учитывать как расходы будущих периодов. В налоговом учете расходы на регистрацию доменного имени должны быть включены в состав прочих расходов.

Пример. Магазин “Соки” произвел регистрацию в РосНИИРОСе доменного имени www.soki.ru, оплатив за это 2880 руб. (в том числе НДС - 480 руб.). Договор заключен на два года, после этого требуется перерегистрация доменного имени.

В бухгалтерском учете расходы на регистрацию необходимо учитывать следующим образом:

ДЕБЕТ 97 КРЕДИТ 76

- 2400 руб. (2880 - 480) - отражаются расходы на регистрацию;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 76

- 480 руб. - учтен НДС;

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51

- 2880 руб. - перечислена оплата РосНИИРОСу;

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19

- 480 руб. - принят к вычету НДС.

После этого каждый месяц в течение двух лет требуется делать следующие проводки:

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 97

- 100 руб. (2400 руб. : 24 мес.) - списывается часть расходов на регистрацию.

В налоговом учете затраты на регистрацию доменного имени в сумме 2400 рублей сразу должны быть включены в прочие расходы.

Простые торговые операции, такие как продажа и закупка товаров в налоговом и бухгалтерском учете интернет-магазина отражаются так же, как и у остальных торговых предприятий.

Источник: http://www.etorg.ru/

17.09.07
Модуль Промо-акций
Наш калькулятор стоимости интернет-магазина
Как наполнить интернет-магазин за 30 минут?
Модуль Яндекс.Заказ с новыми правилами размещения в Яндекс.Маркете
Copyright © PHPShop™, 2004-2017. Все права защищены. ООО "ПХПШОП".
Тел:
+7-495-989-11-15
, пн - пт, 10.00 - 19.00
Отправьте нам сообщение
Связаться с нами